Добрый день. На минувшей неделе значимых природных бедствий не случилось; но происходили техногенные – из которых самой масштабной был глобальный блэкаут в Кении: его причиной стала… обезьяна – она забралась на крышу электростанции и свалилась оттуда в трансформатор, породив цепную реакцию отключений по всей стране. Прочие новости такого же рода не столь экзотичны – взрывы бытового газа (самый громкий произошёл в Милане), автоаварии и т.д. Сюда же можно отнести и побоища футбольных болельщиков на Кубке Европы во Франции – про причины мнения разнятся, но все согласны, что местная полиция беспомощна. К тому же тамошние пролетарии именно сейчас решили забастовать против реформы рынка труда в стране – что внесло ещё больший хаос в коммунальные дела и охрану правопорядка: печально с учётом угрозы террора.
Последняя пока лишь скромно реализовалась во Франции – но в других частях света она актуальна. В Сирии новые взрывы с многими жертвами – уже стандартно; куда менее привычен теракт в США, где исламист афганского происхождения расстрелял десятки посетителей ночного клуба во Флориде, а затем самоубился. Одновременно такой же случай едва не произошёл и в Калифорнии – но там вооружённый бандит был вовремя замечен и арестован. Власти, как обычно, хранят толерантность из серии "у преступников нет национальности и религии" – чем пользуется кандидат в президенты Трамп, известный жёстким подходом в таких вопросах. В итоге он набирает очки под выборы, а зубоскалы остроумничают, что-де ему осталось только выбрать себе в вице-президенты Монику Левински – после чего победа по итогам ноябрьского голосования будет обеспечена.
Меж тем, в политике идут и более стандартные процессы. В Швейцарии прошёл опрос о "гарантированном доходе" – т.е. плате каждому жителю по 2500 франков в месяц с отменой всех пособий. Халяву поддержало менее четверти людей – за неё были только несколько иммигрантских кварталов Цюриха и Женевы; остальные сочли подобный коммунизм неприемлемым. О деньгах в основном спорят и в контексте голосования в Британии – агентство S&P подсчитало, что выход страны из ЕС будет худшим исходом для Ирландии, Люксембурга, Мальты и Кипра: связи этих стран в рамках Союза крепки – а их разрушение породит несколько лет нестабильности и спад экономик. И такой исход возможен – по опросам адепты независимости не уступают интегристам, но ведут себя излишне агрессивно; один даже убил проЕСовскую депутатшу прямо на встрече с электоратом, вскричав "Британия прежде всего!" – страна в шоке, а голосование уже в ближайший четверг.
Иллюстрация: Артём Попов
Трудности центробанков
Денежные рынки. На прошлой неделе заседали крупнейшие центробанки мира – причём все собрания уложились в 17 часов: оттого рынки неплохо полетали с позднего вечера среды до середины дня четверга. Правда, Швейцарский национальный банк, Банки Англии и Японии оставили прежними ключевые параметры своих денежных политик – но напряжённость их мировосприятия явно возросла. Японцы начинают испытывать если не саботаж, то зримое раздражение своей тактикой – тому лишнее подтверждение демонстративный уход системообразующего банка из числа первичных дилеров по гособлигациям: никто не хочет скупать бумаги себе в убыток ради престижа, пока ЦБ старательно уводит ставки в минус – не те ныне времена; эти настроения почувствовало агентство Fitch, ухудшившее прогноз рейтинга страны до "негативного". Лондон пугает Brexit – голосование уже скоро, и если его исход будет плох, то Банку Англии придётся срочно принять меры: в этом случае вполне вероятно резкое ослабление денежной политики "Старой леди". А пока на него решился ЦБ Индонезии, снизив ставку на 0.25% до 3-летнего дна 6.50%: экономика слаба, дефицит текущего счёта сузился, валюта стабильна, инфляция на низах с 2009-го – смягчение резонно.
Наибольшее внимание, конечно, привлекло заседание ФРС США. Проценты остались на месте, а в тексте пресс-релиза немного изменений в сравнении с апрельским вариантом. Из главных: оценка рынка труда нынче мрачнее ("прогресс рынка труда замедлился" вместо "состояние рынка труда продолжает улучшаться") – но взгляд на экономику в целом стал оптимистичнее ("рост экономической активности ускорился" вместо "экономическая активность замедлилась"); инфляция оценена примерно как прежде. Ожидания центробанкиров слабо отличаются от версии марта: прогноз ВВП чуть пессимистичнее, инфляции и занятости – наоборот. Ожидания по проценту на сей год в среднем прежние, но если отбросить трёх пессимистов и трёх оптимистов, то они стали сдержаннее (лишь 1-2 повышения ставки) – а на 2017/18 годы прогнозы явно скромнее по любым меркам. Голосование единогласное: диссидентша Эстер Джордж из ФРБ Канзаса присоединилась к большинству: резкие движения перед опросом по Brexit неуместны и для неё. На последующей пресс-конференции Джанет Йеллен высказалась обтекаемо: ничто не предрешено и ничто не исключено.
Валютные рынки. В свете скверного состояния глобальной экономики и грядущих политических потрясений (кроме референдума в Британии, это и досрочные парламентские выборы в Испании в воскресенье) движения основных курсов логичны: выиграли валюты-убежища – в порядке убывания это йена (которую дополнительно подбросил ещё и отказ Банка Японии расширять денежные стимулы), швейцарский франк и доллар. А проиграли деньги развивающихся экономик – включая рубль; юань на минимуме за 4.5 месяца против бакса, невесело и прочим подобным валютам. По итогам британского опроса фунт может рухнуть ниже дна 2008/09 годов – и кое-кто даже предрёк ему обвал до рекордного минимума 1984-го, который лишь чуть выше паритета в паре в долларом: до этих значений далеко (-25% от текущих), но при неблагоприятном исходе голосования возможно всё – как, впрочем, и по евро. Валютныеброкеры уже приняли меры – на следующую неделю маржинальные требования по фунту и евро были резко повышены (в 2-4 раза): будет горячо!
Фондовые рынки. Тусклые данные Китая и США удручили ведущие биржи мира: в понедельник азиатские площадки изрядно просели (Токио -3.5%, Шанхай -3.2%, Гонконг -2.5%); позже за ними последовал остальной мир (но менее сурово); после отказа Банка Японии от новых стимулов всё снова упало. Известный бизнес-авантюрист Сорос в очередной раз увидел пузырь, решив вкладываться в золото и поиграть против акций. Логично – но, видимо, слегка преждевременно; причём у спекулянта уже есть такой опыт: весной 1999-го он также поставил против Насдака – но тот после этого рос ещё почти год, так что Сорос получил убытки и вынужден был в конце лета "перевернуться" в лонг. И даже заработал профит, играя против своего же мнения – но не успел выскочить и попал под суровый обвал марта-апреля 2000-го, потерпев крах и на время вовсе уйдя с рынков: ирония судьбы – ведь лосс пришёл ровно от того сценария, на который он ставил годом ранее.
Foxconn сообщает, что спрос на продукцию Apple ниже прошлогоднего, так что продажи покажут ясный минус по итогам года: это будет первый спад почти за 10 лет. Всё логично: денег у людей мало, а айфоны дороги – оттого спрос падает; это касается всех А-брендов, которых теснят китайцы – чьи флагманы стоят столько же, сколько бюджетники Apple и Samsung. Невесело и банкам – вот уже Citigroup готовится уйти в виртуал: львиная доля отделений будет закрыта, основные операции перейдут в интернет. Зато Microsoft не знает покоя – на сей раз он решил купить Linkedin более чем за 26 млрд. долларов: оттого акции соцсети взлетели в полтора раза – ровно к тем уровням зимы, что были до её мрачного отчёта и прогноза. Аналитики пытаются понять мотив покупателя, но видят лишь наживу его топ-менеджеров – на выгоду инсайдеров намекает и всплеск покупок опционов на акции Linkedin накануне сделки. А реального смысла не видно – так что этому поглощению уже предрекают печальную участь прежних покупок Microsoft (Skype, Nokia и т.д.).
Источник: Barchart.com
Товарные рынки. Данные Baker Hughes впервые с лета 2015-го показали две подряд недели роста числа активных буровых в США – как следствие, стабилизировалась и добыча; а вкупе с прочими факторами (утихание пожаров в Канаде, переговоры с повстанцами в Нигерии, наращивание экспорта из Ирака и Ирана быстрее прогнозов и т.п.) это заставило цену на нефть отправиться на юг: впрочем, пока динамика умеренная. Более того, природный газ даже подорожал, вплотную подобравшись к отметке в 100 долларов за 1000 кубометров – считается, что около неё (или чуть выше) сланцевые добытчики в Штатах снова начнут усиливать активность. В общем, нефтегазовый сектор, похоже, нащупал потолок цен, попытка превысить который заметно увеличит предложение.
Пессимистичны промышленные металлы – кроме алюминия, который чуть позитивнее; мрачность бирж и мягкость Феда подбросили драгметаллы – золото даже пробило недавний максимум выше 1300 долларов за унцию, но откатилось вниз. На аграрном рынке картина смешанная: по данным Минсельхоза США, Россия резко нарастила экспорт пшеницы, вырвавшись по его объёму в мировые лидеры – оттого цены пошли вниз; напротив, у кукурузы, сои, рапса, сахара, кофе и цитрусовых есть проблемы с погодой в ряде стран-производителей – поэтому они дорожают всё активнее. В сегменте животноводства ситуация неоднозначная: говядина идёт на юг, а свинина и молоко – на север; последнее обстоятельство может вскоре вызвать всплеск инфляции на юго-востоке Азии.
Китайский тормоз
Азия и Океания. Долгожданные показатели КНР за май привычно не порадовали. И особенно это касается инвестиций в основной капитал – их годовой рост (+9.6%) худший с 2000-го; отраслевая раскладка симптоматична – в сфере услуг заметный плюс, зато обрабатывающая индустрия теряет привлекательность для инвесторов, и вложения в неё сокращаются. Промышленное производство отросло на 0.5% в месяц и 6.0% в год (точно как в апреле): выпуск нефтепродуктов сжался на 7.3% в год – слабейшая динамика с февраля 2001-го. Розница постепенно тормозит: сейчас у неё +10.0% в год: минимум с кризисного 2009-го. Кредиты китайских банков снова увеличились (хотя до пиков января им далеко) – но широкая денежная масса М2 замедляет годовые приросты. Бюджет всё более несбалансирован – доходы увеличились на 7.3% в год, но расходы прибавили аж 17.6%; и в целом за первые пять месяцев года эти показатели равны +8.3% и +14.6% соответственно. Такой дисбаланс вкупе с пузырём займов вызывает тревогу – и вот уже МВФ попросил власть КНР срочно ускорить реформы, пока пузырь не лопнул, породив кризис экономики во всём мире.
Промышленное производство Японии за апрель пересмотрели чуть вверх (с +0.3% до +0.5% в месяц) – однако годовой спад по-прежнему остаётся внушительным (-3.3%). В Австралии эйфория от снижения ставки стихает: деловое доверие от NAB опустилось на дно за 9 месяцев – хотя общие условия ведения бизнеса оцениваются оптимистично; ухудшились и настроения потребителей – у них текущая оценка хороша, но ожидания заметно поблекли; полная занятость падает – частичная растёт; продажи автомобилей снижаются. В Индии крепнет инфляция – причём, в отличие от других стран, там это не повод для радости: в мае потребительские цены взлетели на 1.0% в месяц и 5.8% в год – последняя величина наибольшая с августа 2014-го; за то же время максимален и рост стоимости еды (+7.55%) – ключевые для потребительской корзины продукты дорожают с опережением (бобы +14.0%, овощи +10.8%). У оптовых цен пик с октября 2014-го – что почти исключает смягчение монетарной политики центробанка и сулит замедление пока ещё бодрой экономики.
Европа. В апреле выпуск индустрии еврозоны увеличился на 1.1% за месяц и 2.0% за год – основной вклад в эту радость внесли капитальные товары, прибавившие 1.9% и 3.8%: спасибо немцам. Им же поклон за помесячный подскок экспорта из зоны евро в середине весны (+4.9% против марта) – впрочем, годовая динамика пока в минусе (-0.9%), но поскольку импорт сжимается намного активнее (-5.4%), актив внешней торговли в апреле достиг 28 млрд. евро. Инфляционные тренды неизменны – вялое укрепление; исключения – Швеция, где рост даже уменьшился, Португалия, чей PPI на 7-летнем дне, и Британия, сохранившая с прошлого месяца PPI и CPI. Примерно такой же расклад у неё и в занятости – радует лишь, что зарплата не отступает; впрочем, развитие событий в стране в значительной степени зависит от итога голосования по Brexit. Которое, однако, кое на что влияет и позитивно – англичане, напуганные прогнозом обвала фунта, бросились в магазины и автосалоны почти как россияне в конце 2014-го: скупка машин, одежды, обуви, электроники и бытовой техники взлетела – за пару месяцев у розницы аж +3%, а её годовой рост достиг 6%.
Америка. Промышленное производство в США в мае сократилось на 0.4% в месяц и 1.4% в год – причём добывающие отрасли на сей раз даже слегка выросли, но обрабатывающие упали на 0.4% и 0.1%, а загрузка мощностей в них сейчас худшая с января 2014-го. Оптимизм малого бизнеса (от его федерации) ещё чуть поднялся и достиг 4-месячной вершины; но значение индекса невзрачно – дно за последние два года (оно было весной) равняется 92.6 пункта, а пик – 100.4; текущая величина (93.8) явно ближе к низу диапазона, чем к верху. Региональные индексы активности местами прояснились – так, показатель ФРБ Нью-Йорка вышел из минуса в плюс благодаря новому спросу; впрочем, сам портфель заказов худеет всё активнее, а занятость перестала крепнуть. В аналогичном индексе ФРБ Филадельфии картина странная – новые и накопленные заказы, занятость и выпуск углубились в негативную область, но итог вырос и ушёл в плюс: неясно, с чего. Иностранные вложения в штатовские казначейки в апреле обвалились на фоне ожиданий повышения ставки.
Строительные данные стабилизировались на уровнях, которые более чем вдвое ниже докризисных – новостройки и разрешения остановились, и только инерционный объём стройки пока ещё растёт. Цены на экспорт и импорт в мае подскочили сильнее ожиданий, однако годовые их спады всё ещё весьма ощутимы (-4.5% и -5.0% соответственно). Схожая картина у PPI – есть помесячный взлёт, но год назад он был круче, поэтому годовой спад даже усилился; без учёта волатильных еды и топлива картина веселее – там +1.2% в год: лучший показатель с начала 2015-го. Ещё веселее CPI – общая динамика пока скромная, но без топлива и еды +2.2% в год: ещё 0.1-0.2% - и будет пик за 8 лет, так что Феду расслабляться не стоит. Подскочила и розница (+0.5% в целом и +0.4% без бензина – при том, что и в апреле у них был взлёт на 1.3% и 0.8%) – но это номинальные числа; если учесть инфляцию и её искажения официозом, то выйдет, что реальные душевые продажи упали на 0.3% в месяц и 2.8% в год, вернувшись к 55-летнему минимуму. И ещё хуже Бразилии – где даже номинальные покупки снизились на 6.7% в год; в целом частный спрос в регионе остаётся слабым.
Источник: Минторг США
Россия. В январе-марте ВВП сжался на 1.2% в год: лучшая динамика у добывающей индустрии (+2.1%); за ней идут загадочная "деятельность домашних хозяйств" (+1.8%) и финансовый сектор (+1.5%); худший спад в рыболовстве (-6.3%), образовании (-4.1%), обрабатывающей промышленности (-4.0%), у гостиниц и ресторанов (-3.7%) – никаких сенсаций. Как и в исполнении федерального бюджета в мае: снова дефицит в 5.0% ВВП, а в целом за пять месяцев 4.6% (год назад было -3.3%); доля нефтегазовых доходов в общей массе поступлений упала до 36.2%, а их величина ужалась за год почти в полтора раза. Как следствие, сократился отток капитала – вывозить попросту нечего. Промышленное производство выросло на 0.7% в год, в том числе обрабатывающий сектор – на 0.3%: учтя лишний рабочий день в этом году, получим спад – это при том, что доселе уровень мая 2015-го был дном выпуска. Внутренний спрос слаб, сырьё слишком дёшево; идеи исправления ситуации не блещут свежестью: одни хотят "улучшить инвестиционный климат", другие – напечатать много денег; разумного же, увы, ничего не слышно – значит, перспективы весьма печальны…
Хорошей вам недели!
Динамика цен за прошедшую неделю
|