Замена линейного сотрудника стоит российским компаниям в среднем чуть
более 60 тысяч рублей. Рядовые сотрудники московских фирм обходятся,
естественно, дороже — около 81 тысячи рублей. Работники среднего звена
потребуют от работодателя затрат на свою замену почти в 115 тысяч рублей
в среднем по России и почти 172 тысячи — для Москвы. Стоимость замены
персонала на высших позициях — более 367 тысяч рублей в среднем по
стране и более 610 тысяч в Москве.
К таким выводам пришли эксперты кадрового холдинга «Анкор», опросив
73 ведущие российские и иностранные компании, работающие в России. К
стоимости замены сотрудника эксперты отнесли прямые затраты компаний
(расходы на увольнение, поиск и найм, вхождение нового коллеги в
должность) и косвенные, или неявные затраты: снижение производительности
труда, снижение лояльности или потеря клиентов, репутационные риски,
потеря экспертизы, недополучение прибыли в отсутствие сотрудника.
«Таким образом, средняя стоимость замены линейного персонала даже без
учета неявных издержек более чем в два раза превышает оклад данных
специалистов», — говорится в исследовании «Анкора». В целом же, средняя
стоимость замены в России составляет примерно 21% от годового дохода
сотрудника.
Однако, как правило, российские компании не задаются вопросом, во
сколько им обходится увольнение одного человека. Так, из 73
компаний-респондентов только 8 ведут расчеты стоимости замены
сотрудников. «И это — филиалы иностранных предприятий», — подчеркивают
эксперты «Анкора».
Эффективность работы сотрудника и производительность труда — те
показатели, которые во время кризиса стали особенно интересовать
руководство компаний, но в условиях экономии важно понимать, в какую
сумму обходится не только найм сотрудника, но и его содержание, говорит
заместитель гендиректора по развитию бизнеса «Анкор» Алексей Миронов.
Неэффективного сотрудника удерживать нет смысла в любом случае, так
как даже с учетом всех выплат, которые компания будет вынуждена сделать
при его замене, затраты на его содержание не будут компенсированы
никогда, говорит BFM.ru Алена Занегина, директор по развитию «Агентства
Контакт». «Удерживать любого сотрудника имеет смысл только в том случае,
если он генерирует какой-либо продукт, стоимость которого превышает — и
желательно значительно — его заработную плату. В другом случае
содержание в штате такого специалиста является нерентабельным», —
говорит эксперт.
Если работник прошел адаптационный курс, регулярно принимал участие в
программах обучения, но так и не захотел стать полезным, то затраты
будут еще больше, так как «сидеть он может годами», говорит начальник
управления кадров банка «Интеркоммерц» Ирина Сафарова.
Как ни парадоксально, оценка затрат на замену и поиск сотрудника
может заставить работодателя внимательнее присмотреться к сотруднику,
работа которого выглядит непродуктивной. «Может быть, оценив степень
затрат, компания прибегнет к детальному анализу его деятельности и
поищет пути выхода, постаравшись понять причину падения эффективности, —
предполагает HR-директор Nobel Biocare Russia Светлана Петриенко. —
Ведь, возможно, при других задачах этот сотрудник показывал
эффективность и не стал справляться лишь при поднятии планки на
непомерно высокий уровень. Впрочем, также возможно, что он просто
потерял интерес».
|