После летнего отдыха, когда европейцы попытались забыть обо всех
проблемах, загорая на пляжах, настало время посмотреть в глаза
реальности. Ведь фундаментальные проблемы еврозоны не решены, пишет в своей статье известный экономист
Нуриэль Рубини.
Во-первых, пакет финансовой помощи объемом триллион долларов в мае
позволил предотвратить близкую угрозу дефолта Греции и распада еврозоны,
но сейчас спреды по гособлигациям стран европейской периферии вернулись
к уровням, которые отмечались на пике кризиса в мае.
Во-вторых — наспех состряпанные «стресс-тесты», призванные убедить
рынки, что европейским банкам нужно привлечь всего 3,5 млрд евро
дополнительного капитала. А теперь одному только Anglo-Irish Bank на
затыкание финансовой бреши может потребоваться до 70 млрд евро, что
вызывает также опасения по поводу реального состояния других ирландских,
испанских, греческих и немецких банков.
Наконец, некоторое ускорение подъема в экономике еврозоны во втором
квартале оказало поддержку евро и финансовым рынкам, но сейчас очевидно,
что улучшения были временными. Страны на периферии еврозоны по-прежнему
показывают сокращение ВВП (Испания, Ирландия и Греция) или слабый рост
(Италия и Португалия).
Даже по поводу временных успехов Германии необходимо сделать массу
оговорок. Во время финансового кризиса 2008–2009 годов в Германии, ввиду
ее зависимости от мировой торговли и глобального спада, ВВП упал
намного сильнее, чем в США. Промежуточное восстановление после такого
жесткого падения неудивительно, но объемы выпуска в Германии по-прежнему
ниже докризисного уровня.
Более того, в Германии и остальных странах еврозоны действуют все
факторы, которые ведут к замедлению роста в самых развитых экономиках во
второй половине 2010 и в 2011 году. Бюджетно-налоговое стимулирование
оборачивается бюджетно-налоговым аскетизмом и тормозит рост.
Корректировка запасов, которая в значительной степени определяла рост
ВВП в последние несколько кварталов, закончилась, и экономическая
политика, позволявшая «красть» будущий спрос (вроде программы «деньги за
автохлам» по всей Европе), также завершилась.
Замедление глобального роста — и фактически риски повторной рецессии в
США и Японии — неизбежно будет тормозить экспортный рост, даже в
Германии. Действительно, последние данные из Германии — снижение
экспорта и фабричных заказов, вялый рост промпроизводства и падение
инвестиционного доверия — указывают на то, что замедление уже началось.
На периферии триллионный пакет финансовых мер и «нестрессовые»
стресс-тесты привели лишь к тому, что трудности были отброшены на
будущее, но фундаментальные проблемы остаются: огромные дефициты бюджета
и огромные массы госдолга, которые очень трудно сократить при условии
слабых правительств и общественного протеста против государственных мер
экономии и структурных реформ; огромные дефициты текущего сальдо
платежного баланса и внешние обязательства частных компаний, которые
будет трудно пролонгировать и погашать; потеря конкурентоспособности (на
фоне продолжающегося в последние десяти лет снижения рыночной доли
трудоемкой экспортной продукции в развивающиеся страны, повышения
удельных трудовых издержек на единицу продукции и укрепления евро до
2008 года); низкий потенциальный и фактический рост, огромные риски
банков и финансовых институтов (за исключением Италии).
По этим причинам Греция неплатежеспособна и неизбежна вынужденная
реструктуризация госдолга. По этой причине Испания и Ирландия
столкнулись с серьезными проблемами, поэтому же не может быть никакой
успокоенности даже в Италии, где относительно стабильное бюджетное
положение, но среднедушевой доход не растет в течение десяти лет и
практически не проводятся структурные реформы.
Поскольку фискальный аскетизм означает усиление давления на экономику
с угрозой рецессии и дефляции в краткосрочном периоде, для компенсации
этого эффекта необходимо было бы дополнительное монетарное
стимулирование и поддержка роста внутреннего спроса посредством
откладывания мер фискальной экономии на более поздние сроки — в
Германии. Но два крупнейших игрока, определяющих экономический курс в
еврозоне — ЕЦБ и правительство Германии — не хотят ни того, ни другого,
надеясь, что хороший показатель ВВП за один квартал — это уже тенденция.
По сравнению с периферией, в остальных странах еврозоны, ситуация
едва ли намного лучше: может быть, линчеватели облигаций во Франции еще
не проснулись, но динамика экономики там в лучшем случае вялая и
определяется она мини-бумом в строительстве. Безработица превышает 9%,
бюджетный дефицит — 8% ВВП (больше, чем в Италии), госдолг резко растет.
С приходом к власти Николя Саркози много говорил о структурных
реформах. Теперь он существенно сдал позиции даже внутри своей
собственной партии и проиграл региональные выборы левым (единственный
случай в Европе за последнее время, когда выборы завершились с перевесом
левых). С учетом того, что на выборах в 2012 году ему предстоит
серьезная борьба с кандидатом от социалистической партии — скорее всего,
с Домиником Стросс-Каном [нынешний глава МВФ], — Саркози, вероятно,
отложит серьезные меры экономии и пойдет лишь на «косметические»
структурные реформы.
Бельгийский премьер-министр Ив Летерм (Yves Leterme), ныне
председательствующий в ЕС, говорит об укреплении единства и координации
европейской политики. Но, похоже, он не в состоянии обеспечить единство в
собственной стране, не говоря уже о Европе. Даже немецкий канцлер
Ангела Меркель (Angela Merkel) на фоне роста экономики Германии теряет
позиции в своей коалиции. Другие европейские лидеры также встречают
жесткую политическую оппозицию: Сильвио Берлускони в Италии, Хосе-Луис
Родригес Сапатеро в Испании, Георгиос Папандреу в Греции. Во многих
странах Европы политика приобретает националистический и нативистский
характер, что выражается в негативной реакции по отношению к иммигрантам
— выпады против цыган, исламофобия и подъем крайне правых партий.
Таким образом, еврозона, которой необходима фискальная экономия и
аскетизм, структурные реформы и правильная макроэкономическая и
бюджетная политика, в политическом смысле ослаблена как на уровне ЕС,
так и на национальном уровне. Поэтому, на мой взгляд, по
оптимистическому сценарию, еврозона сможет кое-как перебиваться в
следующие несколько лет, в худшем случае (с вероятностью более 30%)
еврозона распадется из-за реструктуризации госдолгов и выхода нескольких
более слабых экономик.
Преподаватель экономики Stern School of Business Нуриэль Рубини
(Nouriel Roubini)