Генеральный директор и один из акционеров холдинга «РБК
Информационные системы» Герман Каплун. Фото предоставлено пресс-службой
РБК
В начале следующего года медиахолдинг «РБК Информационные системы»
планирует начать процедуру конвертации своих бумаг в акции новой
компании «РБК ТВ Москва». Менеджмент и акционеры рассчитывают вернуть
лояльность инвесторов благодаря высоким темпам роста бизнеса. О том, как
компания собирается этого добиться, в интервью BFM.ru рассказал
генеральный директор и один из акционеров холдинга Герман Каплун.
— Какова сейчас стратегия группы и какие сектора бизнеса для нее наиболее приоритетны?
— Бизнес РБК представлен в трех сегментах медиарынка — печатные СМИ,
Интернет и телевидение — и это сочетание нам нравится. Радио-бизнес нам
абсолютно не интересен. Сейчас наиболее важный из секторов — Интернет,
поскольку там мы можем реализовывать проекты и для деловой, и для
массовой аудитории. Новых проектов в печатном и телевизионном секторах
не планируем, сложившийся портфель брендов, которые и далее будут
позиционироваться лишь на деловой сегмент, нас полностью устраивает.
— А в Интернете как планируете развиваться — создавать проекты с нуля собственными силами?
— Это лишь один из вариантов. Сейчас мы готовы и к сделкам по слияниям и
поглощениям. Расплачиваться по ним можно как собственными средствами,
так и акциями. У нас сейчас на балансе числится около 4 млн казначейских
бумаг. Но обмен может быть не только на уровне головной компании, но и
бумагами «дочек». Еще одна возможность по покупке долей в небольших
стартапах — выкупать долю за рекламными услугами. Например, так мы
получили четверть акций в виртуальном туристическом сервисе Iglobe.
— С другим медиапроектом бенефициара компании Михаила Прохорова — группой JV — объединяться не планируете?
— Таких планов нет. У нас существуют партнерские отношения, но в них мы
выступаем как две абсолютно независимых друг от друга компании.
— Компания уже заявляла о своем намерении получить листинг на
зарубежной бирже. Уже выбрали, на какой? Кто станет продавцом бумаг?
— Мы действительно заинтересованы в получении листинга за рубежом, но
это вопрос не срочный, он будет решен в течение двух лет. Мы уверены,
что этот шаг позволит поднять нашу капитализацию на 20–25%, но сперва
нам хотелось бы посмотреть на размещение «Яндекса». Первоначально мы
рассматриваем просто получение листинга без продажи, что уже может
привести к положительной переоценке бизнеса. И вопрос о том, кто из
наших акционеров будет продавать свои акции, пока рано рассматривать. Со
временем мы не исключаем и возможность дополнительного финансирования и
привлечения новых инвесторов. Но это возможно лишь когда наши бумаги
вырастут. Повторюсь, в краткосрочном плане речь может идти только о
листинге без продажи акций. Что касается площадки, то здесь фактически
идет выбор между тремя биржами. Лондонская биржа — наиболее вероятная,
поскольку там более простая история. Есть NASDAQ, что более сложно и
более дорого для компании. И есть Гонконг, что очень интересно,
возможно, более интересно, чем все остальное. Но для удачного размещения
там компания должна иметь некое присутствие на азиатском рынке.
— В стратегии, представленной на сайте, указано намерение компании по продаже непрофильных активов. Что к ним относится?
— У нас есть достаточно много бизнесов, которые не слишком важны для
деловой линейки и не соответствуют полностью нашей стратегии. Что-то мы
покупали в свое время, что-то отошло нам в виде платы за рекламу. В
качестве примера вновь приведу Iglobe. Мы ожидаем, что оборот ресурса к
концу года утроится и мы очень довольны синергией. Но понимаем, что в
долгосрочной перспективе она сильно упадет. Поэтому в течение трех лет
мы и готовы продать свою долю в проекте.
— Как вы планируете закончить 2010 год?
— Этим летом мы закончили реструктуризацию, что дало мощный импульс для
развития. Если за первые 8 месяцев года рост показателей был почти
нулевым, то за последние 4 месяца выручка выросла на 10% в годовом
сопоставлении. Надеемся зарегистрировать нулевой показатель EBITDA. С
точки зрения чистой прибыли по этому году — мы еще убыточны. У нас было
много затрат — как прямых, так и косвенных, связанных с
реструктуризацией. Таких издержек больше не будет, и уже в следующем
году мы рассчитываем вернуться к прибыли.
— Каков прогноз по выручке на 2011 год?
— Ожидаем, что выручка будет расти быстрее рынка — на 33–35%. Также мы
рассчитываем вернуться к прибыли. Это наш консервативный прогноз. В
кризис мы упали сильнее рынка, потому что кризис в первую очередь ударил
по нашим основным клиентам — финансовым и строительным компаниям.
Сейчас мы видим массу положительных тенденций, наши клиенты возвращаются
и стремятся восстановить потерянные позиции. За счет оживления в этих
секторах нам будет легче, чем другим, расти. И мы планируем вернуться к
прибыльности.
— Какова сейчас структура доходов вашей компании, как она будет меняться в дальнейшем?
— Большую часть доходов, около 61%, приносит Интернет, еще 25% —
пресса, оставшиеся 14% дает телевидение. Ожидаем, что доля Интернета
продолжит увеличиваться, а печатных СМИ — снижаться. Доля же телевидения
останется стабильной.
— Кто сейчас продает рекламу на телеканале РБК?
— Наше рекламное агентство, но оно работает как непосредственно с
клиентами, так и с другими агентствами, включая «Видео Интернейшнл». У
нас большая аудитория — около 17 млн человек в месяц –— но все же мы
нишевой канал, что накладывает определенную специфику на клиентскую
базу. Поскольку мы ориентируемся на не массового рекламодателя, то у
крупного рекламного агентства, работающего с 20–25 клиентами, не может
быть более 3 компаний, которым интересна реклама на канале РБК-ТВ. При
этом через агентства к нам приходят только крупные западные компании.
Большинство российских клиентов до сих пор предпочитают обращаться
напрямую к нашему агентству, минуя посредников, и эта группа клиентов
сейчас приносит около трети выручки канала. Таким образом, мы пока не
готовы отдать права на продажу рекламы на канале в руки лишь одного
агентства.
— Сейчас активно обсуждается сервисная модель бизнеса в Интернете как альтернатива рекламе. Реализуется ли она в проектах РБК?
— Что такое сервисы? Для крупных интернет-порталов это, по сути, та же
реклама, только называется она партнерской программой с четким
разделением дохода. К примеру, вы продаете игры или у вас сайт
знакомств. Вы обращаетесь к крупному генератору трафика, чтобы купить
обычную рекламу, но у нее свои пределы эффективности. Это старая схема.
Но вместо этого вы можете интегрировать свой сервис в контент генератора
трафика и отдать ему процент от продаж. Такая модель у нас реализуется
уже достаточно давно, например, наш интернет-магазин исследований, через
который около 500 маркетинговых агентств продают свои обзоры.
Аналогично и хостинговый бизнес, который продает свои услуги через
Интернет. Месячная аудитория сайтов РБК — около 18 млн человек. Больше
только у Mail.ru, «Яндекса» и «ВКонтакте». Сейчас начинается этап
монетизации аудитории, и мы рассчитываем, что со временем подобный
бизнес действительно сможет приносить существенные доходы.