Президент Чехии Вацлав Клаус (Vaclav Klaus), один из самых
известных евроскептиков, написал в The Wall Street Journal статью о
провале проекта еврозоны. Клаус считает, что введение евро не принесло
тех результатов, которых многие обоснованно или необоснованно ожидали.
Между тем Клаус не ожидает крушения еврозоны как института и отмены
евро, хотя использование евро дорого обойдется Европе.
После падения коммунизма в 1989 году Чехия стремилась как можно
скорее стать нормальной европейской страной. Единственным способом
достичь этого было членство в ЕС. У нас не было альтернативы, но
воспоминания о коммунизме были еще слишком «свежи». Мы хотели быть
свободными, мы не хотели терять свободу и обретенный наконец
суверенитет. Многие потому выступали за более гибкие формы европейской
интеграции, против так называемого углубления интеграции в ЕС и против
создания политического союза в Европе. Такие, как я, очень быстро
поняли, что идея европейской единой валюты — опасный проект, который
принесет большие проблемы или приведет к недемократической централизации
Европы. Моя позиция была ясна: несмотря на все мои оговорки, мы должны
были вступать в ЕС, но в то же время должны были бороться против таких
проектов, как евро.
«Крушение» евро можно понимать в двух смыслах. Первое значение
предполагает, что проект еврозоны не стал успешным и не принес тех
положительных результатов, которых от него обоснованно или необоснованно
ожидали. Евро ошибочно и безответственно преподносили как неоспоримое
экономическое преимущество для всех стран, которые готовы отказаться от
своих национальных валют. Многие подробные исследования перед запуском
единой валюты сводились к тому, что ее введение поможет ускорить
экономический рост и снизить инфляцию. Подчеркивалось также, что
страны-участницы еврозоны будут защищены от всех видов экономических
сбоев (так называемых экзогенных шоков).
Но такого не получилось. После создания еврозоны, экономический рост в
странах-участницах замедлился по сравнению с предыдущими десятилетиями,
увеличилось отставание от других стран.
Экономический подъем в Европе замедляется с 1960-х годов. Европейская
«социальная рыночная экономика» (soziale Marktwirtschaft) является
непродуктивным вариантом государства благосостояния, государственного
патернализма, общества праздности, с высокими налогами и низкой
мотивацией к труду. Введение евро не развернуло эту тенденцию. По данным
ЕЦБ, средний темп роста в странах еврозоны в 1970-ые годы составлял
3,4%, в 1980-ые — 2,4%, в 1990-ые — 2,2%, а в 2001–2009 (в десятилетие
евро) — всего 1,1%. Подобного замедления не наблюдалось нигде в мире
(если говорить о странах, где не было революций и войн).
Также не произошло и ожидаемого выравнивания по уровню инфляции.
Увеличиваются долгосрочные торговые дисбалансы. Кризис «лишь» усилил и
обнаружил давние скрытые экономические проблемы, а не был их причиной.
За первые десять лет своего существования еврозона не принесла
никакого ощутимого сближения, «гомогенизации» среди государств, входящих
в ее состав. Даже Отмар Иссинг (Otmar Issing), бывший член управляющего
совета и главный экономист ЕЦБ, неоднократно подчеркивал (в том числе в
Праге в декабре 2009 года), что создание еврозоны — это не
экономическое, а политическое решение. Преимущества неизбежно
оказываются меньше издержек становления и поддержания системы.
Хотя на начальном этапе многие были довольны тем, что становление
евро обошлось довольно легко и как будто недорого, это создавало
впечатление, что проект евро удачный.
На момент возникновения евро обменные курсы стран, вступающих в
еврозону, более или менее отражали экономические реалии. Однако в
последнее десятилетие экономическая динамика в разных странах еврозоны
стала различаться, и все более заметны отрицательные эффекты
«смирительной рубашки» единой валюты. С началом кризиса отсутствие
однородности обнаружилось очень четко. В этом смысле я позволяю себе
говорить о том, что план создания еврозоны провалился.
На вопрос о «крушении» евро в смысле возможного краха еврозоны как
института и упразднения единой валюты я отвечаю отрицательно, такого
коллапса не будет. В евро и укрепление его роли как связующего
инструмента для ЕС на пути к наднациональной форме существования, был
вложен столь огромный политический капитал, что в обозримом будущем от
единой валюты, разумеется, не откажутся.
Евро будет существовать и дальше, но это будет обходиться очень
высокой ценой — низкими темпами роста. Это грозит экономическими
потерями даже для стран вне зоны евро, таких как Чехия.
Можно разделить огромные суммы, которые получит Греция, на число
жителей еврозоны, и так посчитать для каждого его «вклад». Но намного
более болезненными будут альтернативные издержки, издержки упущенных
возможностей, связанных с потенциально более высокими темпами роста. Я
не сомневаюсь, что по политическим причинам такую цену все же решат
заплатить и жители еврозоны никогда не узнают, во сколько же им обошелся
евро.
Механизм, который спасет европейский валютный союз, состоит в
увеличении объема финансовых трансфертов, которые должны быть направлены
в страны еврозоны, испытывающие самые серьезные экономические и
финансовые проблемы. Но все понимают, что масштабные финансовые
трансферты возможны только в рамках государства, а ЕС или еврозона не
являются государством. Только внутри единого государства есть чувство
солидарности между гражданами. Только внутри государства — и
объединенная Германия в 1990-ые годы является тому хорошим примером —
финансовые трансферты могут быть оправданы и политически жизнеспособны.
Стоит отметить, что ежегодный объем финансовых трансфертов между
Западной и Восточной Германией в тот период был примерно равен сумме,
требуемой для помощи Греции. Спустя двадцать лет мне довелось быть
министром финансов распадающегося союза, называвшегося Чехословакией.
Должен признать, что страна разрушилась из-за отсутствия взаимной
солидарности.
Вот почему Европе придется решать, проводить ли еще и политическую
централизацию. Европейцы не хотят этого, поскольку понимают, что это
будет в ущерб свободе и процветанию. Есть, однако, реальная опасность,
что политики в любом случае это сделают за спинами тех, кто их выбрал. И
это меня беспокоит больше всего. Последние согласования в Брюсселе — в
буквальном смысле за закрытыми дверями — по вопросам финансовой помощи
Греции продемонстрировали, что демократии в этом нет.
Германско-французский тандем принял решение от имени всех остальных
стран еврозоны, и я боюсь, так и будет продолжаться.
Очевидно, что евро и предлагаемые сегодня меры по его спасению не
представляют собой никакого «спасения» для европейской экономики и
социальной системы. Моя страна пережила «бархатную революцию» и провела
радикальные трансформации политической, экономической и социальной
структуры. Пятнадцать лет назад я иногда шутил, что после вступления в
ЕС мы должны и там начать «бархатную революцию». К сожалению, это уже
перестало быть шуткой.
Чехия избежала ошибки, не вступив в еврозону. Я рад, что мы не
единственная страна, придерживающаяся такой точки зрения. В апреле газета
The Financial Times опубликовала статью погибшего президента
Национального Банка Польши Славомира Скжипека (Sławomir Skrzypek).
Материал был написан незадолго до гибели Скжипека в авиакатастрофе под
Смоленском. Как подчеркивал Скжипек, «не являясь членом еврозоны, Польша
могла использовать преимущество гибкости валютного курса злотого так,
что это способствовало экономическому росту и сокращению текущего
дефицита платежного баланса без «импорта» инфляции». Он также добавил,
что «десятилетняя история падения конкурентоспособности периферийных
стран еврозоны оказалась полезным уроком». Добавить к этому нечего.
Вацлав Клаус является президентом Чешской Республики с 2003 года
|