Добрый день. На минувшей неделе жару и засуху в северной части Индии сменили ливни и потопы – наводнения и оползни убили сотни людей и затопили многочисленные поля: ущерб велик, но до конца стихии ещё далеко – если разольются воды в Ганге (а похоже на то), то последствия усилятся многократно. В Китае уже вышли из берегов река Янцзы, а также её притоки – вместе с ливнями, селями и обвалами это убило десятки людей и заставило эвакуироваться сотни тысяч; разрушено почти 4000 домов, затоплено 20 тыс. га засеянных полей, ущерб перевалил за полмиллиардадолларов. Но если в Азии великие реки учиняют потопы, то в Южной Америке они мелеют – всё тот же коварный Эль-Ниньо породил сильнейшую за 14 лет засуху в Амазонии: горит сельва, гибнут урожаи, а смог распространяется на огромные пространства по всему материку.
Техногенных катастроф немало, а самая мрачная случилась в Китае, где лопнувшая покрышка обрушила автобус в реку – десятки погибших. Сирийская армия уступила оппозиции (в которой прекрасно уживаются как запрещённые, так и разрешённые в РФ организации и группы) важный город на севере. ИГИЛ учинило мощный взрыв в шиитских районах Багдада – жертв сотни. В столице Бангладеш оно же захватило заложников в кафе, популярном у иностранных дипломатов: десятки убитых итальянцев и японцев. В Австралии выборы в парламент закончились вничью; в Австрии итоги выборов президента отменили за нарушения; британские левые грозят судом Тони Блэру за вовлечение страны в войну в Ираке в 2003-м – вот пока и вся политика. Лето…
Проблемы и потери
Денежные рынки. Резервный банк Австралии оставил прежней базовую ставку – его настроения менее мрачны, чем раньше: отмечен позитив в экспорте и на внутреннем рынке – но прогнозы ещё осторожны; и не зря – за безысходные выборы агентство S&P ухудшило прогноз рейтинга страны. Центробанки Швеции и Польши ожидаемо оставили прежними свои монетарные политики. Протоколы последних заседаний ЕЦБ и ФРС неинтересны – у всех подобных учреждений в мире тогда главной заботой был исход британского референдума (на тот момент ещё не прошедшего): вот теперь, когда он закончился не так, как ожидали, пора принимать меры – Феду придётся отложить ужесточение, а ЕЦБ, вероятно, усилить стимулы. Банк Англии уже смягчил кое-какие требования к банкам и страховым фирмам – но этого мало: реакция местного бизнеса на Brexit весьма нервная – поэтому свежие вливания необходимы, иначе экономике не избежать брутальной рецессии.
Между тем, аналитики продолжают оценивать последствия означенного референдума – не столько для самой Британии (об этом упомянуто в предыдущем обзоре), сколько для региона в целом. Согласно оценке главы ЕЦБ Марио Драги, выход Британии из ЕС будет стоить последнему примерно 0.3-0.5% ВВП в течение ближайших нескольких лет. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты настроены чуть пессимистичнее – они ждут потери около 0.5-0.6% за 2016/18 годы. В любом случае, однако, эти величины минимум на порядок ниже тех, что сулят экономисты в качестве лоссов самой Британии – что логично: проблемы-то с доступом на рынки будут у её компаний, а никак не наоборот. Впрочем, это пока лишь прикидки – а вот глобальные хедж-фонды уже несут реальные убытки: за первое полугодие те почти достигли 2% - худший итог за 5 лет. Виновата "волатильность" – рынки дёргаются, а фонды привыкли к их тупому росту: деградация отрасли очевидна.
Иллюстрация: Артём Попов
Валютные рынки. На форексе всё по-прежнему: несколько дней успокоения и даже позитива – а затем страхи снова берут своё, и безопасные активы (доллар, йена, свисси) доминируют. Стерлинг обновил 31-летний минимум – и это явно не конец его движения на юг, хотя передышки на этом пути, конечно же, вполне вероятны. Рубль спокоен – на колебания нефти он реагирует вяло; такое положение дел, видимо, сохранится до выборов – но если сырьевые рынки начнут летать, то и нашавалюта, конечно, не сможет остаться совсем уж безучастной. Юань продолжает падать – медленно, но верно; пекинские власти винят в том западные СМИ – мол, сеют панику, для которой-де нет никаких оснований; но не журналисты ведь вызвали отток капитала из страны – а он велик. И в реальности китайское начальство всё понимает правильно – на это указывает неожиданный рост золотовалютных резервов страны в июне: конечно, отчасти (на одну треть) он вызван переоценкой вздорожавшего золота – но прочего добился ЦБ, попросту перестав активно поддерживать юань.
Фондовые рынки. Ведущие биржи мечутся между негативом из-за Brexit и позитивом от чаемого монетарного смягчения. Британский референдум поставил в центр внимания вопрос о финансовой стабильности в Европе: согласно МВФ, важнее всех тут банки США, Британии, Германии и Франции– их потери распространятся по всему миру; у других стран банковские системы более изолированы – их лоссы не произведут эффекта домино. Фонд видит самым проблемным Deutsche Bank – слишком много неясных активов, особенно процентных деривативов; не блещут и HSBC с Credit Suisse. Сейчас проблемы у старейшего (его возраст 544 года) банка Италии Banca Monte dei Paschi di Siena – ЕЦБ требует ужать плохие активы, но это непросто, ибо вливания из казны в ЕС запрещены; у акций рекордное дно: за последние 2 года они подешевели в 30 раз, а за 9 лет – в 400 раз.
Источник: YahooFinance
Между тем, в США уже стартовал сезон корпоративных отчётов за второй квартал – причём, вопреки обыкновению, первой ласточкой среди крупных фирм оказалась не Alcoa (она появится перед публикой в начале следующей недели), а PepsiCo. Её прибыль чуть подросла с прошлого года, а выручка слегка упала – в целом всё примерно как ожидалось, однако прогноз на год в целом всё же был немного повышен. Интересно, что компания продолжает жаловаться на чрезмерную силу доллара как причину снижения выручки – но если обратиться к реалиям, то выяснится, что в апреле-июне сего года индекс бакса был в среднем даже чуть (на 1%) ниже, чем год назад. Таким образом, в этот раз любые ссылки на чрезмерно высокийкурс доллара следует воспринимать в лучшем случае как "фантомные боли" транснациональных корпораций – а скорее как обычный обман.
Товарные рынки. И тут метания между страхом и жаждой эмиссии – хотя в этом сегменте страх чуть сильнее. Нефть недовольна ростом числа буровых в США и почти забитыми резервными ёмкостями в КНР – последнее сулит сокращение китайских закупок, что заметно урежет совокупный спрос. Зато природный газ в США продолжал дорожать и достиг 110 баксов за 1000 кубометров. Промышленные металлы, напротив, расти в цене перестали – кроме никеля, отметившего вершину за 8 месяцев. Драгметаллы выигрывают от господствующих на рынках опасений – и особенно эффектно серебро, взлетевшее на 2-летний пик (выше 21 доллара за унцию). Рынок еды печальнее – зерновые полетели вниз, бобовые перестали расти, растительное масло потеряло оптимизм. Сахар, кофе, цитрусовые и хлопок продолжают дорожать из-за погодных катаклизмов в главных странах-производителях этих товаров. Мясо и молоко слабоваты – да и рынок в целом всё ещё слабый.
Brexit не страшен?
Вышел свежий обзор настроений инвесторов от Sentix: его достоинство в том, что в исследовании уже учтены итоги британского референдума – любопытно, что последствия оказались не так плохи, как предполагалось. Да, ожидания почти везде ухудшились – особенно в еврозоне, где они минимальны с осени 2014-го; резкий спад есть также в Швейцарии – а вот у Германии всего лишь 4-месячное дно. Зато текущие оценки вполне приличны – явный спад у них только в еврозоне, мини-ухудшение отмечено в США, но Восточная Европа стабильна; прочие регионы и вовсе улучшили оценки своего состояния – и даже в Латинской Америке, где всё очень мрачно, есть кое-какой прогресс (все индексы на годовых пиках, пусть и в глубоких минусах). В целом по миру Brexit не особенно подорвал доверие инвесторов – первый позитивный сигнал в этом отношении. Вот только в самой Британии исследователи не побывали – а если та повалится, не поздоровится всему миру.
Азия и Океания. Согласно исследованию Markit, в июне PMI сферы услуг КНР взошёл на вершину за 11 месяцев, которая находится уверенно в зоне экспансии (52.7) – впрочем, компоненты неоднозначны: новые заказы выросли, занятость стагнирует, зато невыполненные заказы (индикатор адекватности спроса имеющимся производственным мощностям) ушли в зону спада впервые за 3 месяца. Составной PMI по всем отраслям экономики остаётся в области стагнации – а его значение (50.3) худшее за последние 4 месяца. Аналогичный показатель Японии в зоне спада (49.0); а в сфере услуг он находится возле 15-месячного минимума (49.4): занятость ушла в минус, выпуск в неё углубился, а новые заказы отметили 5-летнее дно. Зарплаты ушли в годовой минус впервые за год, банковский кредит замедлился до дна за 2.5 года, а индексы экономических наблюдателей (оценка состояния экономики населением) – за 3.5 года. В общем, у лидеров региона состояние неважное.
У стран второго эшелона оно получше – хотя тоже не блестящее. В Индии PMI сферы услуг опустился на 7-месячное дно (и почти на годовое) 50.3 – спрос худший за 11 месяцев; в Австралии чуть повеселее (51.3) – но в предыдущие месяцы было лучше. Ухудшился и торговый баланс Зелёного континента – импорт крепнет быстрее экспорта. Зато укрепились цены: в июне CPI вырос на 0.6% в месяц и 1.5% в год (в мае было -0.2% и +1.0%); растут и объявления о найме – их на 9% больше, чем год назад, а количество рекордное за 4 года. Напротив, розница тормозит – годовой рост минимален за 3 года, хотя довольно внушителен (+3.2%); разрешения на строительство пали на 5.2% в месяц и 9.1% в год – нежилой сектор совсем плох, а жилищный ещё ждёт лопания пузыря, о чём говорит и отраслевой PMI (он подскочил из-за жилья, тогда как остальные сегменты очень слабы).
Европа. Промышленное производство Испании упало на 0.5% в месяц (первый минус с лета 2015-го) и выросло на 1.0% в год (16-месячный минимум) – причина в слабости энергетического сектора, а капитальные товары всё ещё хороши (+5.6% в год). Обратная картина в Германии – энергия растёт, капитальные товары падают, но общий итог неутешителен: -1.3% в месяц (дно с 2014-го) и -0.4% в год. Схожая ситуация воФранции, где -0.5% в месяц и +0.5% в год, среднее значение за 3 месяца в минусе. Швеция тормозит: в аутсайдерах кокс и нефтепродукты, а химия и фармацевтика активно растут; заказы в индустрии страны слабеют – их годовое изменение в минусе впервые с марта 2015-го: особенно слаб внешний спрос. Который, похоже, весь ушёл в Германию – и там он подскочил на 1.4% в месяц (в том числе от стран еврозоны – на 4.0%); но внутренние заказы просели на 1.9%, отчего спрос в целом остался в области стагнации (0.0% в месяц, -0.2% в год). Лишь Британия смогла показать лучшие, чем ожидалось, числа выпуска в индустрии (-0.5% в месяц – не так и плохо после +2.1% месяцем ранее – и +1.4% в год), но это было ещё до референдума.
PMI розницы еврозоны ушёл в область спада (48.5); сфера услуг растёт, но значение (52.8) худшее с января 2015-го – радуют Испания и Италия, слабеет Германия, а Франция ниже 50 пунктов. Ещё хуже этот сектор Британии – даже до референдума его индекс достиг минимума за 3 года (52.3), 3-летние низы и у компонентов занятости и полугодового прогноза. Совсем плоха британская стройка – хотя 80% респондентов ответили до Brexit, индекс отрасли рухнул в депрессию (46.0 – дно с июня 2009-го). Более того, в Германии опрос проводился ещё раньше, но PMI стройки упал до 10-месячного минимума и оказался в зоне стагнации (50.4). Торговый дефицит Франции уменьшился; в Британии он всё ещё велик; а в Германии сузился профицит. Спад PPI еврозоны замедлился; зато товары в британских магазинах дешевеют всё активнее. Испанцы повеселели благодаря бурному росту занятости: спад безработицы в июне лишь немножко не дотянул до рекорда за всю историю наблюдений с 1960 года. Евро-розница вяло пухнет – частный спрос в регионе остаётся слабым.
Америка. Промышленные заказы в США в мае сжались на 1.0% в месяц и 1.2% в год; за январь-март в целом спад достиг 1.9% к тому же периоду 2015-го; без волатильного транспортного сектора он равен 3.4%; плохи компьютеры (-24.6%), металлургия (-9.7%), электротехника (-6.6%) и машиностроение (-4.7%). Не радуют июньские PMI индустрии: у Мексики 3-летнее дно 51.1 (выпуск падает), у Канады – 3-месячное (51.8); в США индекс ISM Нью-Йорка в зоне депрессии (45.4). И только национальный PMI сферы услуг от ISM вдруг взлетел на 7-месячный пик – но эту радость не поддержал ни обзор Markit, ни другие данные по экономике: значит, это всего лишь аберрация. Экспорт и импорт Штатов на уровне 4-5-летней давности; экономический оптимизм (от IBD/TIPP) в июле утратил все завоевания последних 9 месяцев. Сдувается и частный спрос – у продаж автомобилей -4.4% в месяц и -2.0% в год, а 3-месячное среднее значение худшее с апреля 2015-го: весь рост с 2009-го так и не смог добраться до пиков 2000/05 годов – не говоря уже о более ранних.
Источник: Минторг США
Как всегда, рынки напряжённо ждали отчётов по занятости за июнь. Первыми выступали частные исследователи - они нарисовали менее мрачную картину, чем та, что была в предыдущие месяцы. Согласно ADP, число новых рабочих мест в частном секторе продолжало медленно увеличиваться – оно ещё ниже чисел предыдущих 6 месяцев, но уже лучше апреля-мая; расклад отраслей прежний – сервис нанимает, индустрия и стройка увольняют. По данным рекрутёра Challenger, Gray & Christmas, сокращения персонала в мае-июне оказались ниже прошлогодних, причём в лидерах не нефтянка, а хай-тек: крупные увольнения идут в Intel, Dell и Seagate; планы найма новых работников обильнее, чем год назад. Отчёт Минтруда привычно искажён – часть ранее изгнанных людей вернулась в рабочую силу, отчего уровень безработицы вырос; число рабочих мест взлетело после прежней стагнации, но вся радость пришлась на пожилых – у людей моложе 55 лет занятость даже снизилась; показатели застойности безработицы ухудшились, зарплата растёт вяло. Реалистичные индикаторы занятости почти не меняются на протяжении полугода – на рынке труда стагнация.
Россия. Росстат подтвердил оценку ВВП за январь-март как -1.2% в год – у нас вышел спад на 3.5-4.0%, а с учётом календаря (високосный год – лишний день) примерно -5%. Источник такого расхождения очевиден – дефлятор оценён в +3.1%: если учесть, что в указанный период даже по данным официоза CPI вырос на 8.0-9.5%, PPI – на 3.5-4.0%, а рубль был слабее, чем в начале 2015-го (а значит, и цены на импорт были выше прошлогодних), то не вполне понятно, как вообще могло возникнуть столь низкое значение. Как и следовало ожидать, хуже всех были капиталовложения (-9.9%). Июньский PMI сферы услуг (53.8) недалёк от 3-летнего пика, а компоненты неоднозначны: спрос вырос, но выпуск и занятость в минусе; ожидания ухудшились. CPI в начале лета ускорился до +0.4% в месяц и +7.5% в год: услуги ЖКХ дорожали круче всех (9.3%) – ещё до июльского повышения тарифов; росли цены на детские сады (12.0%) и санатории (12.4%), ускоряется еда (6.2% после 5.6% в мае). Как Росстат умудряется в таких условиях не найти увеличения прожиточного минимума, совсем непостижимо – хотя если учесть грядущие выборы, то всё, видимо, логично?..
Хорошей вам недели!
Динамика цен за прошедшую неделю
|