Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел
опрос на предмет финансовой грамотности россиян. Оказалось, что более
половины экономически активных жителей нашей страны — 55% — оценивают
свой уровень финансовой грамотности как средний, еще 20% считают себя
отлично подкованными во всем, что касается учета личных доходов.
Умение планировать и грамотно распределять личные доходы и расходы,
вне всяких сомнений, является крайне полезным навыком. По мнению 20%
экономически активных россиян, их уровень финансовой грамотности можно
назвать высоким. Мужчин, уверенных в своей компетентности в данном
вопросе, несколько больше, чем женщин (23% против 16%). Кроме того, чаще
отлично подкованные в финансовых вопросах граждане встречаются среди
респондентов 35–44 лет (29%), а также среди опрошенных, зарабатывающих
более 45 тысяч рублей в месяц (32%).
Директор департамента розничного кредитования Бинбанка Олег Соколов,
комментируя выводы опроса, отмечает, что говорить о финансовой
грамотности населения в России еще очень и очень рано. «Согласно данным
Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), наглядно видно,
что, несмотря на небольшое улучшение, пока еще большинству населения
недостает финансовой грамотности. Например, только 4–5% жителей знает,
как банк должен раскрывать стоимость кредита. 46% полагают, что данные
должны быть в рублях и указываться за весь период кредитования, а 28% не
могут этого сказать даже приблизительно», — отмечает Олег Соколов.
Вице-президент банка «Интеркоммерц» Денис Хренов горит, что для того,
чтобы оценить финансовую грамотность населения, для начала стоит более
четко определиться с самим понятием. «Что понимать под финансовой и
банковской грамотностью: как найти ближайший банк или отличить депозит
от кредита, можно ли на почте получить банковский перевод и как
пользоваться банкоматом, как распознать скрытый процент или
воспользоваться овердрафтом?», — спрашивает он. Впрочем, отмечает
специалист, как показывает практика, очень часто именно «всезнающие
клиенты», считающие себя грамотными и подкованными, ошибаются и попадают
в неловкие ситуации.
Опрос
проводился во всех округах России среди экономически активного населения
старше 18 лет. На вопросы ответили 1800 респондентов.
Средним свой уровень финансовой грамотности считают 55% россиян. По
мнению некоторых из них, чтобы более успешно распоряжаться деньгами и
вести домашний бюджет, им необходимы соответствующие знания: «Возможно,
их можно повысить с помощью дополнительного образования»; «По складу ума
я гуманитарий, мне сложно что-то планировать — у меня все спонтанно».
«В целом, нужно отметить, что грамотность населения за последние 5–10
лет ощутимо повысилась. Еще несколько лет назад мало кто из держателей
кредитных карт понимал, что такое «грейс-период», сегодня этот термин
больше никого не удивляет. Можно надеяться, что в дальнейшем «грамотных»
людей, которые готовы активно пользоваться банковскими услугами и с их
помощью планировать свой бюджет, будет все больше», — комментирует
исследование директор департамента карточного бизнеса и дистанционного
банковского обслуживания банка «ЮниКредит» Александр Вишняков. «В
принципе, и с человеческой, и с профессиональной точки зрения выигрывает
тот клиент, который задает вопросы, сомневается. Так он дает
возможность «продающей» стороне раскрыть все преимущества и возможные
риски, связанные с использованием того или иного финансового продукта», —
говорит Денис Хренов.
Почти каждый десятый участник опроса (11%) назвал свой уровень
финансовой грамотности низким. Чаще других этот вариант выбирали
респонденты старше 45 лет (15%).
Чем финансовая неграмотность плоха для клиента банка? «Применительно к
кредитам это означает недостаточно полное осознание клиентом своей
ответственности перед банком и лишь частичное понимание им, как
ежемесячные выплаты по кредиту ударят по его личному бюджету и как он
будет с этим бременем справляться в случае, если что-то произойдет с его
доходом — например увольнение, уменьшение дохода, внезапная потеря
трудоспособности и так далее», — говорит Олег Соколов из Бинбанка. К
тому же, отмечает он, подписывая кредитный договор, заемщик должен четко
осознавать не только размер процентов, которые он уплачивает за
пользование кредитом, но и не менее важно четкое осознание им размера
штрафных санкций, которые возникнут в случае его неспособности погасить
долг, уточняет Олег Соколов.
Несмотря на то, что большинство россиян считают себя в большей или
меньшей степени финансово грамотными людьми, около четверти респондентов
(26%) не имеют привычки вести учет личных доходов и расходов и не
планируют бюджет. «Было бы что учитывать, а когда нет, то и учитывать
нечего», — комментируют они. Как правило, смысла в учете расходов не
видят молодые респонденты в возрасте до 24 лет (30%), а также опрошенные
с уровнем дохода менее 25 тысяч рублей в месяц (29%).
Время от времени отслеживают свои траты 43% россиян. Ещe 28% делают
это постоянно: «Уже три года ежедневно записываю абсолютно все траты и
поступления». Особой щепетильностью в данном вопросе отличаются
представители старшего поколения, а также респонденты, ежемесячный доход
которых превышает 45 тысяч рублей (по 37%).
«Большинство проблем, которые возникают у клиентов в связи с услугами
банка, по-прежнему связано с невнимательным прочтением документов. Это
кредитные договоры, заявки-оферты и тому подобное. А ведь 90% ответов на
возникающие вопросы есть в самих подписанных документах. Часто из-за
своей невнимательности заемщики не учитывают даты погашения кредитов и
допускают просрочку, что в будущем может отрицательно отразиться на
кредитной истории. Подобных примеров много», — отмечает Александр
Вишняков из банка «ЮниКредит».
При этом большая часть опрошенных порталом россиян (43%) планирует
бюджет на минимальный срок — менее полугода. На срок от полугода до года
просчитывают свою финансовую ситуацию 27% респондентов.
Банк изначально не настроен на плохие отношения с клиентом, поэтому,
безусловно, в его интересах приложить максимум усилий к тому, чтобы
клиент был доволен всеми услугами, понимал их и с удовольствием
пользовался. Если клиент чего-то недопонимает — это напрямую сказывается
на его лояльности к банку, говорит Олег Соколов. Иными словами,
повышения финансовой грамотности населения приводит к налаживанию
отношений между банком и клиентом «на равных», когда клиент понимает,
что он покупает, а банк знает, что клиент делает свой выбор осознанно.
«Но это наше светлое будущее», — отмечает он.
Дефолт клиента банка — это не только проблема заемщика, но и банка,
так как «плохие» долги напрямую влияют на финансовый результат, уменьшая
его. Поэтому если клиент брал кредитный продукт осознанно, то и
относиться к возврату долга будет ответственно, говорит Соколов. К тому
же повышение финансовой грамотности населения напрямую влияет на
развитие более качественной конкуренции между банками. «То есть игроки,
которые намерено умалчивают, вводят в заблуждение, подменяют понятия,
пишут мелким шрифтом, по мере повышения финансовой грамотности обречены
на неудачу», — считает Соколов.
«Доверительная атмосфера в общении между клиентом и сотрудником банка
к тому же позволяет избежать необходимости приходить в банк с юристом
для внимательного прочтения всего, что набрано в договоре «мелким
шрифтом», — говорит Денис Хренов. Он считает, что, как правило,
подписывая с клиентом многостраничный договор, банк не стремится
заманить клиента в ловушку, а описывает все сложные ситуации, которые
могут возникнуть и привести к возможному недопониманию. Все это
преследует одну цель — сделать отношения с клиентом более предсказуемыми
и прозрачными.
На более длительный срок (более года) рассчитывают бюджет только 9%
россиян, ещe 21% участников исследования вообще не планирует будущие
доходы и расходы: «Нет предмета для планирования»; «Не успеешь получить
зарплату, как всe уже потрачено, какое уж здесь планирование...»
|