Российский премьер-министр Владимир Путин считает себя обманутым: после того, как GM отменил сделку по продаже Opel, мнимый «входной билет» России в мировую экономику потерял свою силу, считает эксперт германской газеты Die Zeit Йоханнес Фосвинкель. Для российского премьер-министра неожиданное решение американской General Motors (GM) об отказе продавать Opel стало поражением. Ожидаемой передачи современных технологий Opel и управленческих «ноу-хау» практически рухнувшему российскому автопрому так и не произошло. Для нижегородской «Группы ГАЗ», которую позиционировали как промышленного партнера, вероятно, последний шанс на спасение был потерян. Даже установленная на ГАЗе высокоавтоматизированная сборочная линия от Chrysler едва ли показательна, в последние полгода конвейер, в основном, стоит. Модель Chrysler Sebring российской сборки, производство которой в 2009 году должно было достичь 65 тысяч автомобилей, во время кризиса стала просто непродаваемой. Хотя российские эксперты до последнего момента дискутировали, сможет ли производство моделей автомобилей Opel вывести предприятие из депрессии, попытки российского руководства были обречены на неудачу.
Снова не пустили Отказ GM от продажи германского автопроизводителя для России стал психологическим ударом. Со сделкой по Opel решился бы вопрос со вхождением России в мировую экономику. Список предыдущих неудачных попыток России в этом направлении уже очень длинен: белорусская пивоваренная компания «Криница», турецкий нефтеперерабатывающий завод Tupras, сталелитейный завод Pakistan Steel Mills и люксембурский Arcelor — это лишь несколько примеров сделок, запланированных с целью экспансии покупок, но провалившихся. Даже участие ВТБ в «материнской» компании Airbus EADS и АФК «Система» в германском телекомсекторе неоднократно подвергались критике и противодействию. Сделка же по продаже Opel позволяла приобрести автопроизводителя целиком и снискать благодарность у германских политиков на фоне экономического кризиса и предвыборной борьбы. Российская сторона значительную часть подобных ситуаций воспринимала как нечестный антироссийский заговор. Попытка Москвы вырваться из этой изоляции не увенчалась успехом. «В конечном счете, General Motors надул и российских партнеров, и федеральное правительство Германии», — пишет германское издание. Российско-немецкие отношения крайне мало пострадают от сорвавшейся сделки по продаже Opel. Российское недовольство коснется США, чье решение истолковано как политически мотивированная изоляция развивающейся России. Выводы Путина Либеральные экономисты надеются, что провал российского правительства с Opel приведет к кардинальным последствиям: к основательному обновлению автомобильной промышленности, успех в которой можно не столько купить, сколько заработать, и к модернизации российской экономики в целом — с политическими и социальными реформами. В таком случае, отказ GM от продажи Opel в долгосрочной перспективе можно было бы расценивать как счастливый момент в российской экономической истории полагает Zeit.
|