Анонсированные вчера совместные планы Fiat и Sollers выглядят очень
масштабно и свидетельствуют о намерении партнеров превратить новое СП в
лидера российского автопрома. Станет или нет новое СП последним звонком
для «АвтоВАЗа», пока под вопросом
Вчера на церемонии подписания
соглашения о создании СП Fiat и Sollers Владимир Путин сообщил, что
российское правительство рассмотрит возможность выделения новому
производителю кредита сроком на 15 лет. При этом он не исключил, что
даже с учетом того, что «длинные деньги» будут выделены по
субсидированной ставке, срок окупаемости кредита будет длительным.
До этого премьер провел совещание, на котором присутствовали главы
двух госбанков: ВТБ — Андрей Костин и ВЭБа — Владимир Дмитриев. Поэтому
эксперты считают, что обещанные предприятию 2,1 млрд евро будут выделены
по линии ВЭБа, а в случае необходимости к проекту может быть
дополнительно привлечен и ВТБ. Что же касается итальянцев, то их вклад в
основном сведется к передаче технологий и управленческому
дирижированию.
Как считает замглавного редактора журнала «За рулем» Игорь
Моржаретто, участие российской стороны в проекте по крайней мере на
первых порах, скорее всего, действительно ограничится сугубо финансовыми
вливаниями.
«С одной стороны, правительство старается затянуть в Россию на любых
условиях крупных производителей, причем затянуть не для отверточной
сборки, как работает примерно 20 компаний, а для строительства
серьезного завода на полмиллиона машин. С другой стороны, сейчас ни одна
крупная компания не будет инвестировать в российский автопром напрямую,
— комментирует Business FM эксперт. — Ни Renault, который работает с
ВАЗом, не собирается вкладывать деньги реальные, живые, ни Fiat, у
которого денег нет, поскольку он предпочитает работать на американском
рынке с Craysler, акционером которого и стал. А вот отобьются когда-то в
ближнем будущем эти государственные деньги или нет, — сказать
невозможно».
В реализации проекта будет задействован целый ряд регионов РФ, где
есть соответствующая компетенция, хорошо подготовленные кадры, включая
город Тольятти. Планы партнеров предусматривают выпуск 500 тысяч
автомобилей к 2017году.
В первую очередь новое СП в Набережных Челнах будет собирать 9 новых
моделей, наиболее востребованных в России классов («С», «D»,
внедорожники, кроссоверы), из которых до 6 моделей — на базе новой
глобальной платформы FIAT-Chrysler. Целевой уровень локализации в рамках
нового проекта составит не менее 50%, включая производство в России
двигателей и коробок передач, а также создание нового технопарка по
производству автокомпонентов.
СП Fiat и Sollers в этом году запустит новую модель, которой станет бюджетный
седан C-класса Fiat Linea, а в среднем стоимость моделей из
предполагаемой линейки СП будет в диапазоне от 7 до 15 тысяч долларов.
Не исключено, что в будущем с конвейера в Набережных Челнах сойдет даже
продукция Craysler, например, Jeep.
Однако производства Sollers, рассчитанные на выпуск 75 тысяч авто в
год давно уже не работают на полную мощность, и, по данным AEB, в январе
было реализовано всего 3196 таких машин (-14% по сравнению с годом
ранее).
Поэтому аналитик ИК «ВТБ Капитал» Елена Сахнова очень осторожно
смотрит на планы продажи новым СП до 500 тысяч автомобилей в год даже
через несколько лет.
«Даже к 2017 году мне такой объем представляется слишком
оптимистичным. И хотя проект, скорее всего, ждет успех, но он рискует
стать долгосрочным и затянется сильнее, чем думают участники сейчас.
Впрочем, для России проект выглядит неплохо, потому что приобретаются
новые технологии. А это главное, что сейчас нужно для серьезно
отставшего российского автопрома», — заявила Business FM аналитик.
А главный редактор журнала «Автомир» Антон Максимов допускает, что CП
Fiat-Sollers станет последней каплей для «АвтоВАЗа». «Фактически мы
сможем наблюдать не замену «АвтоВаза», а скорее второй приход Fiat в
Россию. Это СП будет вторым по мощности после «АвтоВаза» в стране, и,
учитывая, что у них есть планы и по экспорту продукции, я думаю, что и
государство, и банки, скорее всего, сосредоточатся на этом проекте, а
«АвтоВАЗ» пустят в свободное плавание. А что будет происходить на
«АвтоВАЗе», вероятно, в значительной степени будет зависеть только от
Renault».
Напомним, пока что лидирующий в России «АвтоВАЗ»
установил в январе антирекорд, продав всего 17,3 тысячи
автомобилей, что на 41% меньше, чем за тот же месяц год назад, и занял
23,3% рынка. По итогам 2009 года продажи концерна сократились на 44% —
или до 349,49 тысяч машин, хотя бренд и увеличил свою долю на рынке с
21,2 до 23,8%. План «АвтоВАЗа» на 2010 год предусматривает производство
примерно 446 тысяч автомобилей, в том числе около 40 тысяч на экспорт.
Планируется также изготовить около 51 тысячи сборочных автокомплектов.
Выйти на операционную прибыль «АвтоВАЗ» намерен уже ко второй половине
2010 года, а первая модель обновленного модельного ряда — минивэн на
платформе седана Renault Logan — должна появиться ближе к 2011 году.
Кстати, французский автоконцерн Renault, владеющий 25% пакетом акций
ОАО «АвтоВАЗ», в 2009 году понес из-за российской компании убытки в
размере 370 млн евро, которые добавились к 117 млн евро потерь в 2008
году. Всего же по итогам 2009 года французский автопроизводитель потерял
3,068 млрд евро, в том чиcле 902 млн от Nissan и 301 млн от Volvo.
|