В то время как в России бурно обсуждали прозвучавшие на форуме в
Давосе заявление
Германа Грефа о возможной приватизации Сбербанка и уточнение
министра финансов Алексея Кудрина о том, что первый в очереди на
приватизацию — все-таки ВТБ, в Великобритании вышло исследование
экономистов из университета Лестера под руководством профессора Паникоса
Деметриадеса (Panicos Demetriades). Основная мысль опубликованной в
Journal of Development Economics работы в том, что поспешная и
непродуманная приватизация банков с госучастием может обернуться
проблемами для всего ее банковского сектора. О деталях исследования
BFM.ru рассказала его соавтор Светлана Андрианова из
университета Лестера.
— Какие возможные негативные последствия приватизации
госбанков вы выявили?
— Проработанная теоретически и эмпирически основная мысль нашей
статьи в том, что госбанки заменяют собой государственные институты там,
где нет соответствующей инфраструктуры, управления и законов. Сами по
себе госбанки неэффективны, в нашей модели они предлагают вкладчикам
ставки ниже, чем коммерческие. Если вкладчики не доверяют коммерческим
банкам, то вкладывают деньги в госбанк. Если же приватизировать его в
тот момент, когда институциональный фундамент не развит в достаточной
мере, то очень легко потерять вклады. Если нет доверия вкладчиков к
коммерческим банкам, и государственный банк приватизирован до того, как
институциональные основы укреплены, то вкладчики не решатся вкладывать
деньги ни в коммерческие, ни в эти свежеприватизированные банки.
— Означает ли это, что банк с госучастием следует
воспринимать скорее как некий социальный институт?
— Речь идет о том, что когда институциональный фундамент отсутствует
либо он достаточно хлипкий, банки с госучастием заполняют эту нишу.
Когда мы писали статью, то думали, что она применима только к бывшим
социалистическим и развивающимся странам, где система еще не окрепла. Мы
использовали данные из 83 стран – разитых, развивающихся и
постсоветских, – включая опыт Белоруссии, Хорватии, Чехии, Эстонии,
Венгрии, Литвы, Молдавии, Польши, Румынии, России, Словении и
Таджикистана. Но в последние два года оказалось, что статья легко
применима и к развитым странам, где, как оказалось, тоже существует
недоверие а банкам. Когда у коммерческих банков есть возможность вести
себя нечестно, вкладчики перестают доверять им. Тогда у банков с
госучастием появляется сильное преимущество, несмотря на то, что
изначально мы оцениваем их как неэффективные.
— Вы говорите, что при сборе материала учитывали опыт банков
на постсоветском пространстве. Какие российские банки тоже фигурируют в
исследовании?
— Например, Сбербанк. The Financial Times в 1998 году писала:
несмотря на то, что в России в то время уже было большое количество
коммерческих банков, тем не менее, 70% вкладов было в Сбербанке. Эта
цифра нас удивила, она очень хорошо иллюстрировала нашу основную идею.
— Для европейских стран такая проблема, как недоверие к
коммерческим банкам, актуальна?
— Конечно. Когда разразился кризис, в Англии вкладчики «Northern
Rock» стояли в очереди и пытались вытащить свои деньги. То же было с
самым большим банком в стране, «Royal Bank of Scotland». Паника утихла,
когда правительство гарантировало вклады. «Northern Rock» стал первым
обанкротившимся в Великобритании банком. Никто и не думал, что в такой
развитой стране может быть банкротство. Проблема Northern Rock была не в
том, что они финансировали провальные проекты, а в том, что вкладчики
испугались за судьбу своих денег и стали выводить их из банка. На
межбанковском рынке «Northern Rock» тоже не мог взять деньги — как раз в
этот рынок стал сжиматься из-за проблемы с провальными проектами в
Америке. Поэтому внутренняя проблема ликвидности перешла во внешнюю
проблему.
— Государственные банки этой проблеме подвержены в меньшей
степени?
— С нашей точки зрения, да. Вспомните становление банковской системы
России. Появлялось много-много банков, через месяц они исчезали. Это
факт российской банковской истории. Что касается госбанка, то
правительству не так легко ликвидировать его. Даже в Англии, где законы
работают и ситуация достаточно спокойная, возможны эпизоды финансовой
нестабильности. Основной вопрос сейчас — насколько стабильна вся
финансовая система. Возьмите, например, Америку и Англию, пережившие
такой большой шок, несмотря на их развитое законодательство. С этой
точки зрения России думать о приватизации Сбербанка не очень мудро.
Как показал недавний глобальный финансовый кризис 2008 года, банк с
госучастием играет критическую роль в установлении и поддержании
стабильности финансового рынка. Вне всякого сомнения, банковская система
в Великобритании и США в момент недавнего кризиса не только перестала
бы функционировать, но и перестала бы существовать, если бы не
своевременная государственная поддержка, выразившаяся в колоссальном
вложении капитала государством в бедствующие коммерческие банки.
|