Не исключено, что довольно скоро часть работников «АвтоВАЗа» переедет
в город, название которого начинается на ту же букву, что и родной
Тольятти — Тихвин. И работу им подобрали почти по профилю: вагоны
строить. Все это произойдет благодаря пилотной программе, реализуемой
Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК).
Как заявил в среду глава АИЖК Александр Семеняка, работать в Тихвине
переселяемые работники «АвтоВАЗа» будут на одном из заводов
финансово-промышленной группы «ИСТ». По его словам, проект будет
осуществлен в рамках программы переселения работников предприятий из
моногородов, которые оказались в бедственном положении в связи с
ухудшением ситуации на предприятиях во время кризиса.
Как пояснил глава госкорпорации, пилотный проект предусматривает
льготное кредитование на специальных условиях со стороны агентства
переезжающих в Тихвин работников «АвтоВАЗа». В общих чертах схема
заключается в том, что переселенный сотрудник получит новую квартиру в
обмен на залог прав квартиры в городе, который покидает.
По словам Александра Семеняки, АИЖК надеется на успешное завершение
данного проекта уже в 2010 году. Как подтвердил BFM.ru директор по
коммуникациям группы «ИСТ» Влад Вершинин, такие переговоры с АИЖК
действительно имеют место.
«Сейчас мы реализуем в Тихвине крупный проект по строительству
вагоностроительного завода, в который мы вложим более 800 млн долларов;
на нем будет занято 3500 человек. И параллельно мы реализуем проект по
возведению 170 тысяч квадратных метров жилья на 2700 семей, в которое
будут заселяться работники этого завода», — рассказал Влад Вершинин.
В Тихвине ИСТ совместно с Внешэкономбанком и Евразийским банком
развития реализует проект строительства Тихвинского вагоностроительного
завода (ТВСЗ), который был признан лучшим инвестиционным проектом 2008
года в области транспортного машиностроения на территории СНГ.
Строительство ТВСЗ ведется в рамках полномасштабной реконструкции
производственных мощностей бывшего завода «Трансмаш», и в нем
задействованы ведущие мировые компании-поставщики технологий и
оборудования из США, Испании, Израиля, Германии и др. Площадь
производственных помещений составит около 220 тысяч кв метров, а
численность работающих более 3,5 тысячи человек. Проектная мощность
завода — 10 тысяч вагонов в год.
«Мы предполагаем, что треть сотрудников завода составят жители
Тихвина, а две трети — жители других городов. Но они будут не только из
Тольятти, — уточнил представитель «ИСТа». — Мы рассчитываем, что к нам
переедут работники из того же Пикалева, Бокситогорска и других
моногородов Ленинградской области».
Как пояснил представитель группы, компания заинтересована в
персонале, который работал на аналогичных технологичных линиях и
оборудовании. Речь идет об операторах по обслуживании покрасочной линии
того же производителя, что и на «ВАЗе», операторах станков ЧПУ,
сборщиках, сварщиках и т. п.
В настоящее время переговоры представителей «ИСТ» с АИЖК
продолжаются. При этом этом сдача первых квартир, в которые будут
заселяться работники нового предприятия, намечена на конец 2010 года; а
все жилье будет готово ориентировочно к началу 2012 года.
Как уточнил Влад Вершинин, этот проект для компании носит пилотный
характер, но ранее «ИСТ» уже участвовала в программе АИЖК по поддержке
застройщиков. А переход к проекту по переселению из моногородов стало
возможным после того, как Ханты-Мансийский банк, который финансирует
строительство жилого комплекса для будущих работников Тихвинского
вагоностроительного завода, получил субсидию АИЖК. Это позволило снизить
процентные ставки для возводимого компанией «ИСТ» жилья с рыночных
15-16% до более приемлемого уровня.
Отметим, что информация о скором переселении работников терпящего
бедствие «АвтоВАЗа» в другие регионы появлялась и ранее. Но каждый раз
она не находила подтверждения. Так, например, в ноябре прошлого года
появились сообщения о том, что несколько тысяч вазовцев якобы переселят в
Калужскую область, чтобы они смогли работать по специальности на заводе
«Фольксваген». Однако координатор Межрегионального профсоюза работников
автопрома (МПРА) затем опроверг эту информацию. «Этот завод сейчас
укомплектован, и зарплаты работников не настолько высоки, чтобы люди
туда специально переезжали», — сказал он.
Сейчас в России насчитывается примерно 200 моногородов. В
правительстве разрабатывается программу их реструктуризации, в рамках
которой может быть закрыто примерно 20 из них. Существование большинства
моногородов завязано на деятельность одного-двух градообразующих
предприятий и, как поясняла глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина,
правительство не исключает закрытия таких производств в случае, если не
найдутся частные инвесторы, которые будут готовы вложить в них средства.
Правда, говорить о том, что у «АвтоВАЗа» нет инвесторов, не
приходится, так как, судя по всему, правительство и далее намерено
закачивать в предприятие огромные средства, не допуская закрытия завода.
Кроме того, заместитель министра здравоохранения и социального
развития Максим Топилин заявил по поводу ситуации в Тольятти, что
моногорода не следует закрывать. «В этом нет никакого смысла, увозить
людей гораздо дороже», — утверждал он.
Аналогичного мнения придерживается министр регионального развития РФ
Виктор Басаргин, который назвал идею расселения моногородов,
оказывающихся в сложной ситуации из-за производственного кризиса,
очередной «страшилкой». «Там, где это необходимо, будем спасать. Про
расселение — это очередная страшилка. Это — крайняя мера», — утверждает
министр.
|