По версии журнала The Banker и компании Brand Finance, бренд
Сбербанка поднялся с 26-го на 15-е место в рейтинге самых дорогих
банковских брендов мира, обойдя таких европейских гигантов, как Societe
Generale, Deutsche Bank и Credit Suisse. Стоимость российского бренда
оценивается приблизительно в 11,7 млрд долларов, за последний год она
выросла в 2,5 раза.
Годом ранее стоимость самого бренда составляла 4,5 млрд долларов.
Совокупный рост финансовой значимости Сбербанка с прошлого рейтинга
составил 160% — рыночная капитализация банка возросла с 19,6 млрд до
51,1 млрд долларов. В нынешнем рейтинге соотношение рыночной
капитализации Сбербанка и стоимости его бренда не изменилось и составило
77% и 23% соответственно.
Как отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский, за прошлый год
Сбербанк подорожал в 2,8 раза, в то время как индекс World Financials
прибавил всего 54%.
Кстати, как сообщалось ранее, в конце 2009 года Сбербанк начал
ребрендинг своих отделений — изменились корпоративный цвет и логотип
банка. По оценкам экспертов, стоимость ребрендинга всех 20 тысяч
отделений может составить около 20 млрд рублей. Новый логотип уже
представлен на
официальном сайте банка.
Трудно сказать, насколько эти затраты себя оправдают в финансовом
плане, но пока в целом консервативная стратегия Сбербанка, похоже,
приносит ему успех. Что касается причин роста рейтинга Сбербанка, то, по
мнению партнера НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Александра
Артемьева, увеличение стоимости его бренда стало следствием действия
целого ряда факторов, но формально в первую очередь оно связано со
значительным ростом капитализации финансовой организации. Однако он
полагает, что в следующем году позиции Сбербанка в рейтинге существенно
не изменятся, и, скорее всего, он их улучшит не более чем на 1-2
позиции.
Ежегодный рейтинг составляется с 1996 года. Он рассчитывается с
учетом капитализации компании и прогнозов ее развития на ближайшие пять
лет.
Сейчас Сбербанк является самым крупным банком в Восточной Европе, а в
панъевропейском соревновании даже обогнал такие прославленные и
солидные банки, как Societe Generale (рейтинг вырос с 20 до 16 позиции),
Deutsche Bank (остался на 18 месте) и Credit Suisse (опустился с 13 на
20 место).
В мировом же соревновании, по версии The Banker и компании Brand
Finance, сейчас первую строчку занимает британский банк HSBC (третий год
подряд) со стоимостью бренда в 28,5 млрд долларов. На втором месте Bank
of America, чей бренд оценивается в 26 млрд долларов, а на третьем —
испанский Santander (25,6 млрд долларов).
Кризис серьезно отразился на показателях HSBC, но не смог его
ниспровергнуть с финансового Олимпа. Однако изменения в мировой
экономике привели к существенному переформатированию и мировой
финансовой олигархии. За время с начала кризиса число американских
банковских брендов в рейтинге значительно сократилось — с 95 до 85. По
словам гендиректора Brand Finance Дэвида Хэя, «на мировом рынке
произошел значительный сдвиг баланса влияния — от американских банков в
пользу банков из развивающихся стран».
В целом, мировая финансовая активность все больше смещается в
азиатский регион, что хорошо видно по увеличению совокупной стоимости
банковских брендов Индии и Китая, которые за прошлый год выросли на 137%
и 58% соответственно.
Одновременно рейтинг демонстрирует, что банковский рынок активнее
восстанавливается в континентальной Европе — Франции, Испании и
Швейцарии, так как число европейских банков в нем увеличилось с 174 до
197, тогда как число английских банков уменьшилось за тот же срок с 24
до 22.
За год совокупная стоимость марок 500 крупнейших банков мира
увеличилась на 49% (до 716 млрд долларов) и превысила докризисный
уровень на 4%. Это дало повод некоторым аналитикам еще раз отметить, что
финансовая сфера демонстрирует признаки оживления после кризиса.
В 2009 году российские банки в международном списке 500 ведущих
банковских брендов заняли всего семь позиций. Помимо Сбербанка, в
Топ-100 вошел только ВТБ, а в топ-500 — Банк Москвы и банки «Зенит»,
«Уралсиб», Росбанк и «Возрождение».