"АвтоВАЗ" просит у правительства страны 10 млрд рублей. Фото; AFP
Президент «АвтоВАЗа» Комаров снова подтвердил, что завод находится в бедственном положении, и под вопросом продолжение его деятельности. Поэтому руководство в очередной раз просит помощи у государства — 10 млрд рублей на компенсации увольняемым.
28 сентября стало известно, что «АвтоВАЗ» просит у правительства страны 10 млрд рублей на выплату так называемой корпоративной пенсии освобождаемым с предприятия работникам предпенсионного возраста — женщинам в возрасте от 53 лет, мужчинам — от 58 лет
Об очередной финансовой просьбе предприятия сообщил исполняющий обязанности мэра Тольятти Вадим Кирпичников, не уточнив при этом, будет ли сумма в 10 млрд рублей выдана предприятию безвозмездно или согласно другим условиям.
Напомним, что всего
до конца этого года «АвтоВАЗ» уволит 27,6 тысяч сотрудников, из которых работники пенсионного возраста составляют 13 тысяч, а предпенсионного — 5,5 тысяч человек. При этом «АвтоВАЗ» решил ускорить процесс увольнения своих сотрудников, сократив с 1 ноября выплаты по корпоративной пенсии вдвое. Сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста, написавшие заявление об уходе до 1 ноября, получат вдвое больше компенсационных выплат, чем уволившиеся после 1 ноября. «Тем, кто захочет уволиться после 1 ноября, процент выплат будет сокращен до 10% от среднегодовой заработной платы за каждый год работы на заводе», — подтвердил такое решение руководитель первичной профсоюзной организации ВАЗа Николай Карагин.
Корпоративная пенсия составляет треть оклада сотрудника и выплачивается в срок до трех лет после увольнения. На ее выплату необходимо было направить примерно 12 млрд рублей.
Если все запрашиваемые в антикризисной программе средства будут выделены, то они еще больше увеличат задолженность завода перед государством. Напомним, что 30 марта текущего года правительство РФ уже одобрило решение о предоставлении заводу беспроцентной ссуды в 25 млрд рублей. Эти средства были выделены «АвтоВАЗу» через его акционера — госкорпорацию «Ростехнологии».
В настоящее время долг предприятия составляет 37 млрд рублей, и, скорее всего, «АвтоВАЗ» будет добиваться отсрочки выплат по нему под госгарантии.
Отказ от модернизации в целях возрождения ВАЗа
Возродить «АвтоВАЗ» призвана антикризисная программа, которая предусматривает сокращение инвестпрограммы практически вдвое — до 42 млрд рублей, заморозку «проекта C», прекращение выпуска «классики» и ставку на сотрудничество с Renault-Nissan.
28 сентября президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров подтвердил, что завод находится в настолько тяжелом финансовом положении, что под вопросом продолжение его деятельности. Он считает основной целью недопущение банкротства и продажи по частям.
Согласно плану, в 2012 году «АвтоВАЗ» прекратит производство автомобилей «классики» семейства LADA 2105 и LADA 2107. Нехватка средств также заставила руководство «АвтоВАЗа» пересмотреть программу развития на 2010-2013 годы объемом до 42 млрд рублей. Предприятие приостановит так называемый «Проект С» (инвестиции в этот проект оценивались в 24 млрд рублей), собственную разработку новой платформы и отныне сделает ставку на модели альянса Renault-Nissan.
Как рассказал исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Виталий Вильчик, под инвестпрограмму предприятие намерено получить госгарантии. «Эти 42 млрд рублей будут привлекаться на рыночных условиях в зависимости от риска каждого из проектов», — сказал он. Проблема, по его словам, состоит в том, что у предприятия сейчас нет продукта, способного на равных конкурировать с европейскими аналогами, а «без выпуска новых современных моделей в период роста с 2012 года компания будет вынуждена уйти с рынка».
До 2011 года крупнейший российский автопроизводитель завод планирует выпускать не более 500 тысяч машин в год. В дальнейшем, когда программа развития будет реализована, «АвтоВАЗ» намерен производить 817 тысяч автомобилей, в том числе, около 300 тысяч — новых бюджетных машин, 151 тысячу — автомобилей Priora. Это составит примерно 25% авторынка России.
По словам Вильчика, ставка делается на платформу В0, на базе которой построены Renault Logan и еще несколько моделей французской компании. Лицензию на эту платформу АвтоВАЗ купил у Renault за 100 млн евро в начале года, а машину на ее базе планируется запустить в производство уже в 2012 году. Одновременно «АвтоВАЗ» хочет развивать сотрудничество с партнером Renault-Nissan.
Запуск «проекта C» — модели Lada 2116 готовился несколько лет и в программе, представленной «АвтоВАЗом» правительству в марте, говорилось, что автомобиль на этой платформе появится на конвейере уже в 2012 году.
Между тем, как сообщил BFM.ru начальник отдела продаж ООО «Автоград» Дмитрий Мильшин, приоритеты покупателей вазовской продукции абсолютно не изменились «Что до кризиса, что сейчас абсолютно востребованной осталась классика — это «пятерки», «семерки». Большой дефицит «четверок» на рынке, так как «Ижмаш» сейчас не работает, их просто в продаже нет у дилеров», — говорит он.