Прогноз министра финансов Кудрина, что «2009 год будет худшим с окончания Второй мировой», похоже, начинает сбываться. Так, за апрель дефицит бюджета достиг 340 млрд рублей, или 11,2% ВВП. Ранее Кудрин планировал по итогам 2009 года дефицит в 8%.
Доходы бюджета в апреле составили 488,5 млрд рублей, расходы — 828,6 млрд. Дефицит бюджета — 340,1 млрд, или 11,2% от ВВП. Такие данные приведены на сайте министерства финансов РФ.
Финансирование дефицита в апреле осуществлялось за счет средств Резервного фонда. «В соответствии с распоряжением правительства часть валютных средств фонда была конвертирована в 1 трлн рублей, и эта сумма поступила на единый счет федерального бюджета. Кроме того, в апреле из фонда было изъято 91 млрд рублей на обеспечение нефтегазового трансферта. На 1 мая 2009 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 3 трлн 551,47 млрд рублей, ФНБ — 2 трлн 869,44 млрд», — говорится в сообщении Минфина.
Напомним, что в декабре 2008 года министр финансов Алексей Кудрин обещал по итогам 2009 года дефицит федерального бюджета в 1,5-2 трлн рублей. Даже эта цифра вдохновила Кудрина на такое высказывание: «2009 год будет самым трудным для российской и мировой экономики. Я не помню худшего года со времени окончания Второй мировой войны».
Однако уже в апреле министр финансов поднял планку возможного дефицита бюджета: «Критической планкой для обычных лет считается дефицит в 3% ВВП. Для нашей страны в 2009 году мы себе разрешили пойти на 7,4% ВВП дефицита бюджета. А вместе с операциями из Фонда национального благосостояния, которые немного отдельно от бюджета в виде кредитования банковского сектора будут проводиться, это суммарно 8% дефицита. Это много».
Юлия Голышева, аналитик ИК «ФИНАМ», полагает, что, скорее всего, прогноз Кудрина по величине дефицита будет выполнен. «Рост нефтяных цен отражается на доходах бюджета с запозданием, так что в последующие месяцы ситуация может несколько выправиться», — говорит она в интервью BFM.ru.
По словам Голышевой, велика вероятность, что апрель стал своего рода месяцем бюджетного дна. «Конечно, развитие кризиса сложно прогнозировать – есть вероятность второй волны и роста дефицита. В этом случае решением может выступить секвестр и уровень дефицита в 8-10%», — оговаривается она.
«Меня больше беспокоит, что, наоборот, расходы бюджета отстают от плана и откладываются на потом, хотя в нынешней ситуации необходимо быстрее профинансировать развитие экономики. А в целом было бы предпочтительно, чтобы бюджет исполнялся в том виде, как он был одобрен, и его дефицит по итогам года составил бы запланированные 8%», — комментирует BFM.ru ситуацию ведущий аналитик ФК «Открытие» Данила Левченко.
Начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин, напротив, считает, что заложенные в бюджет прогнозы не оправдались, доходы от всех источников поступлений оказались гораздо ниже ожидаемого. «Пока что нет хороших тенденций — многие компании в реальном секторе стоят, другие работают еле-еле. Надеяться на рост поступлений и налогов рано, в лучшем случае все будет как сейчас», — говорит он.
Карыхалин считает, что по итогам года мы можем превысить заявленный Кудриным показатель, но если превышение будет не слишком существенным, деньги возьмут из Резервного фонда. «Этот процесс начался еще в марте, поскольку в январе-феврале дефицит покрывался за счет денег, которые остались с прошлого года. К тому же средства были инвестированы в валюту, а рубль девальвировался, и за счет переоценки в начале года еще были запасы. Теперь они кончились, и можно ждать дальнейших сложностей», — заключает он в интервью BFM.ru.
Алексей Михайлов, эксперт ЭПИцентра, говорит BFM.ru, что, как показывает опыт I квартала, возможно, сейчас оценка ВВП снова завышена и в дальнейшем сократится, а, значит, 11% дефицита бюджета к ВВП стоит оценивать как минимальную оценку, скорее всего она выше.
«Исходя из бюджетных показателей экономический кризис в России в апреле явно продолжается, и некоторое его мартовское смягчение носило сезонный характер. Бюджет явно не торопится сокращать расходы — и правильно делает — именно это, наряду с ростом мировых цен на нефть пока поддерживает российскую экономику. Если на фоне жесткой денежной политики ЦБР бюджет сократит свои расходы — кризис резко усилится», — дополняет он.
По словам Михайлова, свою лепту в ухудшение бюджетных проблем внес и растущий, благодаря политике ЦБР, рубль — курсовые разницы стоили бюджету 126 млрд рублей . Это — больше трети дефицита бюджета.
«Забавно, что бюджет занялся очень странными коммерческими операциями — размещением бюджетных средств на депозиты в комбанках (155 млрд рублей). Что за этим стоит? Желание уменьшить свои курсовые потери и хоть чуть их компенсировать процентным доходом? Но цифры совершенно несопоставимы. Или желание смягчить жесткую денежную политику Банка России бюджетными средствами? Тогда это — показатель серьезных разногласий в политике Банка России и Минфина, почти акт военных действий между ними», — резюмирует Михайлов.
BFM.RU
|