Исключительность характера настоящего экономического спада создает препятствие нормальному циклическому восстановлению американской экономики. Вместо этого США обречены на медленное и мучительное восхождение, сродни тому, которое можно будет увидеть в странах Японии и Мексики, зависящих от американского спроса. Политика американского правительства подразумевает вероятность второго раунда стимулирующих мер, увеличения финансирования банковской системы за счет федеральных средств и роста бюджетного дефицита до невероятных размеров, что дружно потянет назад все инициативы президента Барака Обамы, такие как улучшение системы здравоохранения и энергетическая реформа. Необычность настоящего экономического спада заключается в его исключительной зависимости от балансовой отчетности и сосредоточенности на плачевном состоянии, как домохозяйств, так и банков. Эти отрицательные свойства обуславливают аномально низкие уровни потребительских расходов и кредитования в последние три года. Как сравнение, можно привести тот факт, что результаты большинства послевоенных экономических спадов были совершенно иными - увеличение инфляционного давления, ужесточение монетарной политики и последующее замедление темпов роста экономики вследствие непомерно высоких процентных ставок. Именно таков сценарий резкого экономического спада 1980-1981 гг.
Сейчас ситуация иная. В результате коллапса на рынке недвижимости и домохозяйства и банки понесли огромнейшие убытки. Как следствие, резкое падение дискреционных потребительских расходов и прекращение предоставления займов. Чтобы увидеть причину медленного восстановления, необходимо посмотреть на тот ущерб, который был причинен балансам. Собственные средства домохозяйств достигли максимума в середине 2007 года, составив $64 400 млрд. Однако к концу 2008 года их уровень упал на 20% до $51 500 млрд. Учитывая средний доход семьи в размере $50 000 и его падение в реальном выражении с 2000 года, сокращение уровня собственных средств на 20% - очень значительно, особенно, если принять во внимание тот факт, что долг домохозяйств в 2008 году достиг 130% от уровня дохода. Этот долг возник в результате превышения доходов американских граждан над их расходами и отражает положительный эффект богатства. Домохозяйства чувствовали себя богаче, несмотря на сокращение реальных доходов, потому что стоимость их жилья и финансовых активов увеличивалась. Теперь этот эффект богатства принял прямо противоположную форму. Кризис и безработица заставили домохозяйства увеличить норму сбережений впервые за несколько лет. Когда-то норма сбережений составляла 1-2% дохода, сейчас - этот показатель вырос почти до 5%. При снижении доходов, увеличить сбережения можно только за счет сокращения дискреционных расходов. Именно поэтому падение потребительских расходов достигло рекордных темпов в конце 2008 года.
И все же, в последние десять лет уровень потребительских расходов составляет приблизительно 70% ВВП США, что обуславливает их доминирующее положение в экономике. Однако восстановление балансов домохозяйств - процесс не быстрый. Стоимость жилья будет продолжать падать практически весь 2010 год, и нет никаких предпосылок для того, чтобы фондовые рынки, которые снизились на 45% со своего пикового уровня, компенсировали свои убытки в течение всего двух лет. Таким образом, совершенно нелогично ждать полного возрождения потребительского сектора в 2010-2011 годах. Одно лишь это означает, что восстановление будет длительным и вялым. Вторым ключевым сектором является финансовый. Согласно Международному валютному фонду, с начала кризиса реализованные убытки по американским активам, имеющимся в западных финансовых институтах, в основном, американских, составили $1000 млрд. По расчетам МВФ, нереализованные убытки могут составить еще $1000 млрд. Это вполне возможно, учитывая тот факт, что ситуация в секторе жилой и коммерческой недвижимости продолжает ухудшаться. Именно поэтому банковский сектор не может позволить себе выдавать ссуды. Эти убытки “съедают” капитал банков и снижают их способность увеличивать активы. Средства, выделяемые в соответствии с Планом освобождения от проблемных активов, лишь замещают потерянный капитал, но не увеличивают его. И когда же это закончится? Стоимость ключевых категорий проблемных активов продолжает снижаться, а значит, ответ - не скоро. Кредитование, необходимое для поддержки нормального циклического восстановления, не будет реализовано в должных масштабах.
Третьим сдерживающим фактором для восстановления является федеральный баланс. Двигатели фискального и монетарного регулирования сейчас работают на полную мощность. Однако, в течение двух лет, беспокойство по поводу бюджетного дефицита и инфляции могут возобновиться. Как следствие, ФРС будет вынуждена поднять процентные ставки, а Конгресс - принять меры по снижению дефицита бюджета. Эти меры, являющиеся ограничивающими по определению, могут быть приняты до того, как полное восстановление подтвердит свой статус. Таким образом, федеральный баланс также может стать препятствием к полному восстановлению. Этот пессимистичный прогноз может обусловить второе вливание средств, призванное обеспечить рост расходов и снижение налогов в 2010 году, в рамках стимулирования спроса. Несмотря на общественное противодействие, банкам понадобится значительно большее финансирование из федерального бюджета. Состояние дефицита ухудшится, возможно, до $1000 млрд. в год в течение 10 лет. Это вынудит президента Обаму сократить инвестиционные планы. Очень жаль, потому что в этих инвестициях есть реальная необходимость. Однако сокращение баланса будет слишком глубоким.
По материалам The Financial Times Источник: Forexpf.Ru
|